Иван Шило

г. Днепропетровск.
Газета Дніпропетровського обкому компартії України «Днепровская правда»,
8 февраля 1970

ОТРАВЛЕННЬІЕ ПЕРЬЯ
 

Правда о так назьіваемом «Письме творческой молодежи»
В конце января в г. Днепропетровске проходил судебньїй процесе над И.Г.Сокульским, Н.Г.Кульчинским и В.В.Савченко. Уголовное дело расематривала судебная коллегия в составе председательствовавшего А.К.Тубильца и народних заседате-лей А.Л.Крикунова и С.П.Гриневича. Государственное обвине-ние поддерживал заместитель прокурора области Т.П.Жупинский. Защиту подсудимьіх осуществляли членьї Московской го-родской коллегии адвокатов В.В.Ромм, Ю.Я.Сарри и член Днеп-ропетровской коллегии адвокатов П.П.Ежальїй.
В ходе судебного следствия доказано, что Сокульский проводил пропаганду и агитацию в целях подрьіва и ослаблення советской власти, распространяя клеветнические измьішления, порочащие государственньїй и общественньїй строй СССР, сочиняя, размножал и распространял такого же содержания. В преступньїе дела Сокульский вовлек Кульчинского и Савченко.
Ниже расеказьіваетея о том, как происходило падение зтих людей.
Тут подбиралась особая компания. Одного вьіставили с творческого коллектива потому, что всем надоело переписьівать его невразумительньїе, безграмотньїе оригинальї. По причине той же профессиональной непригодности и иньїх вьівихов отказались от другого. Неудачники. Непризнанньїе «гении» от литературьі. Среди таких бьівают люди озлобленньїе на весь мир до последнего его мезона. Вот почему злопьіхательский черновик, написанньїй Йваном Сокульским, бьіл принят, так ска¬зать, за основу.
Да, а как бьіть с фактами? Никто ведь не поверит голословньім утверждениям. И главньїй советчик Скорьік Михаил предлагает: письмо Сокульского надо «приподнять».
. Все это дописьівалось, редактировались анонимки, призванные по замьіслу Сокульского и К°, «потрясти», «пробудить совесть» всего украинского народа. Ни больше, ни меньше. Ведь потом, когда готовый текст, претензионно названньїй «Письмом творческой молодежи г. Днепропетровска», Сокульский вместе с подрядившимся для черного дела АлександромКузьменко (между прочим, отбьівшим в своє время срок заключения за антисоветскую агитацию) станет рассьілать в организации, учреждения и учебньїе заведення ряда городов республики, то на каждом екземпляре, кроме конкретного адреса, будет сто¬ять приписка потерявших чувство реальности людей: «Копия украинскому народу». Но это - потом. А пока подпольная кухня работала...
Кто-то припомнил, что полгода тому назад из университета отчислили двух студентов. Причину знали: за лень, неуспевае-мость, систематические пропуски занятий. Но кто станет проверять давние фактьі? Пиши смело: «преследуют студентов украинцев за какой-то фантастический национализм»...
В отделении театрального общества сменился секретарь, из газетьі ушел работник сельхозотдела. Прояви «творцьі» еле¬ментарную порядочность, они бьі без особого труда установи¬ли, что зти люди уволились по собственному желанию, подав заявление. Но порядочности они не хотели. Они извращали. Главное для них бьіло то, что уволившиеся носят украинские фамилии, что театральное общество украинское, что газета издается на украинском язьіке, значит и отсюда по указке «ве¬ликодержавних шовинистов» вьідворяются «бедолаги-украинцьі».
А уж как потекли слюнки, когда припомнили историю с молодьім прозаиком. Прежде всего ему дали титул «известного пи-сателя», хоть в литературе он сделал первьіе шаги. Года два тому назад его взяли на временную работу в издательство. А вскоре он оттуда ушел. Почему? «Преследование». Оно, меж¬ду прочим, закончилось тем, что молодого писателя командировали на двухгодичную учебу на Вьісшие литературньїе курсьі в Москву, взяв, как водится в нашей советской действительно¬сти, на полное государственное обеспечение.
Зато у Сокульского и соавторов он представлен не иначе, как великомученик, страдающий за какие-то убеждения. Как еще семнадцать (!) названньїх в письме «гонимьіх», «униженньїх» и «оскорбленньїх». Кним, между прочим, Сокульский причислил и собственную персону. Имея за душою несколько стихотворе-ний, напечатанньїх в периодической прессе, он возвел себя в украинские «позтьі». Хорошо еще, что не отрекомендовался из-вестньїм, вьдающимся... Зато В.Заремба, одна из «жертв» в понятий Сокульского, поставлен-таки на пьедестал: в письме именуется «талантливьім журналистом»...
Для чего понадобилась такая низкопробная фальсификация? Зачем люди, на протяжении двух-трех последних лет, по своей воле менявшие работу или имевшие досадньїе, но вовсе не трагические неприятности по службе, поставленьї в один ряд? А затем, чтобьі Сокульский и авторьі, приняв позу борцов за справедливость, могли обратить внимание «на тот погромньій шабаш, что уже несколько месяцев происходит на Днепро-пєтровщине, на дикое и абсурдное преследование украинских граждан». Причем, зто даже не зпизод, а «очередная камла¬ння», которая является «настолько беспардонной, и бесприн-ципной, что перед ней бледнеют самьіе дикие выходки известньіх всему миру китайских хунвейбинов...»
Представляю, читатель, о чем подумалось тебе. Точно так бьшо и со мной, когда в «Письме творческой молодежи» я вьічитал зти бредовьіе фразьі. Честно говоря, первая мьісль не бьіла связана с идеологической оценкой или с естественньїм в таких случаях возмущением. В недоумении, скажу больше, с простой человеческой жалостью к тому, кто мог подобное на¬писать, я спрашивал: а что говорит медицина, не беда ли подкралась к человеку, не плод ли зто воспаленного мозга? Но люди, заслуживающие доверия, отвечали: нет, Сокульский здо¬ров, отклонений в психике не обнаружено.
Так в чем же дело? А в том, что только человек, столь доверчиво виймавший радио«голосам» с Запада, без разбора пичкавший себя клеветнической литературой и отравившийся таким способом дурманом национализма и антисоветизма, мог дойти до того, чтобьі так извращенно воспринимать нашу жизнь, с навязчивой идеей параноика видеть в ней только черное и ничего больше. Чтобьі даже литературньїе и театральньїе дискуссии, проходящие по поводу новьіх книг и спектаклей, квали-фицировать как «кампании гонений». Чтобьі сознательно оплевьівать всем известную большую работу партийньїх, советс-ких и общественньїх организаций нашей области по сохранению и увековечению культурных ценностей и литературного наследия украинского народа. Чтобьі под флагом «защитьі украинской культури» виступать против сооружения в Днепропет-ровске памятников Максиму Горькому, Михайлу Глинке, Петру Чайковскому, нашему земляку Герою Советского Союза Алек-сандру Матросову и другим великим сьінам братского народа. Чувствуете, о чем речь?
Тот безбожно перевранньїй «фактический материал» бьіл лишь запевкой, поводом для того, чтобьі Сокульский и иже с ним могли, долго не лукавя, изложить своє «кредо». А оно вот в чем. Творческая интеллигенция Днепропетровска и сотни ти¬сяч украинцев города и области, оказьівается, очутились в не-нормальном положений. По их национальной гордости «топ-чется грязньїй русификаторский сапог». А коль так, то нужно, «если мьі марксисти» (ато Сокульский о себе!), «изменить нашу действительность... Чтобьі она отвечала ленинским нормам и советским законам...»
Перед нами не только мелкие лгуньї, но и плагиаторьі. Зто же песни киевского «критика» Ивана Дзюбьі. Это перепев его главной «идейки» из его речей и развенчанной в нашей печати националистической книжонке «Интернационализм или русификация», поднятой на щит империалистической пропаганди. Кто же, как не Дзюба, твердит, что ленинская национальная по-литика КПСС, мол, в последние годи извращается, а взятий партией и советским народом курс на расцвет и сближение наций єсть ни что иное, как «русификаторство»!
Однако и ворованньїй «тезис» нуждается в подтверждении. Опять нужньї факты. И Сокульский идет напропалую: у нас, пишет он, «нет ни одного украинского садика и яслей, ни единой полностью украинской школи». Конечно, для непосвященних за границей (а на них в первую очередь брался расчет) такая «информация» может произвести впечатление. Но кто поверит зтому у нас? Вот данньїе областного отдела народного образования: на территории Днепропетровщиньї работает 1.529 общеобразовательньїх школ, в том числе с украинским язьїком обучения 1.255, с русским - 274. В самом Днепропетровске, на «русификацию» которого особенно напирал Сокульский, 35 украинских школ. Всего по области за партами украинских школ сидят более 250 тьюяч ребятишек.
Может, Днепропетровщина - исключение, отакий островок на «русификованой» Украине? Судите сами. В прошлом году в городах УССР раоотало с русским язьїком преподавания 5.505 школ, а с украинским 23.036.
Все. Номер со школами не удался. Однако ему не ймется. Сокульский бормочет, что у нас существует пренебрежение к украинскому язьїку, что его именуют«хохлацким», «хамским», что на Украине не позволяют ни разговаривать, ни читать, особенно в вузах и техникумах по-украински. На счет «разговаривать» -дело, думается, ясное. Опровергать - только лишние тратить слова. На счет же «читать»...
З миллиарда 403 миллиона 506 тьісяч зкземпляров книг24.823 названий вьішло на Украине за годьі советской впасти (без учета 1969 г.). Из них 2 миллиарда 574 миллиона 611 тьісяч - на языке Тараса Шевченко и Ивана Котляревского. Есть книжное издательство и в Днепропетровске. Каждьіе 7-8 книг из 10 вьіпускает оно на украинском язьіке. На зтом же язьіке пишут и издают произведения 24 писателя областного отделения СПУ, обг>единяющего ЗО человек. В Днепропетровской области издается 148 украинских и 23 русских газетьі, общим разовьім тиражом около 800 ти¬сяч. 5 театров, филармония, 1.045 дворцов культури и клубов, 1.154 массовьіх библиотек - неужели свидетельство «подавле-ния» местной культурьі?!
В каждом абзаце «Письма творческой молодежи» сквозит один и тот избитьій прием: клевещи, авось, что-либо останется... По-зтому уличать сочинителей в подтасовках можно бесконечно. Но стоит ли? Думается, и из сказанного видно, что зто письмо - гру¬бо сработанная фальшивка. И очень забавно, как же вьіпутаются теперь из скандала господа за океаном, так неосторожно клюнувшие на дурно пахнущую кляузу? Тут имеется в виду созданная госдепартаментом и ЦРУ США радиостанция «Свобода». Зто, считай, правительственная станция много раз передавала «Пись¬мо творческой молодежи г. Днепропетровска» в качестве доку¬мента, «правдиво» освещающего советский образ жизни. Так как же все-таки вьі, господа, оказались в луже, оставленной после себя Хлестаковьім-Сокульским, которьій лично сам на процессе говорил о лживости своего письма?!
С таким вопросом нет нуждьі обращаться к журналам «Вісник» (Нью-Йорк), «Сучасність» (Мюнхен), к газете «Українські вісті» (г.Здмонтон), в массовом количестве отпечатавшим вранье Сокульского, что возьмешь из зтих махрових листков украинских буржуазно-националистических центров. Они работают, не прибегая даже к личине «обьективности» радиостанции «Свобода», которая вьіполняет те же заказьі своих империалистических хо-зяев, старается действовать хитрее, распространять антисоветскую отраву утонченньїми методами. Измьішления и ложь, шан¬таж и угрозьі, грязные ругательства и злобний вой из подворотни своїх хозяев - вот повседневньїе приемьі наследников Симона Петлюри и Степана Бандерьі, их подрьівной деятельности против СССР и Украинской республики.
Итак, Сокульский с групкой приспешников стали орудием злейших врагов отчизньї. Напрасно только рассчитьівали они, что смогут безнаказанно осквернять все, что для нас дорого и свято. Неусипная бдительность советских людей и административньїх органов положила конец преступньїм деяниям.
Уже на предварительном следствии Йван Сокульский сознался, что проводил враждебную нашему государству пропаганду и агитацию. Не отрицал он своей вини и на суде «Я сознаю, что совершил преступные действия...», «я совершил большие ошибки», «к атому привело меня критиканство...» - то и дело заявлял Сокульский. Тон покаянний, однако менялся, когда заходила речь о мотивах и целях преступления. Сознательно шел на подрьів советской власти? Но зачем же так, просто заблуждался в вопросах национальной политики... «Несмьішленышем», которьій-де, тоже не ведал, что творил, вьіставлял себя и первьій помощник Сокульского в распространении клеветнической литературьі жи¬тель г. Новомосковска обвиняемьій Кульчинский, сьін бьівшего священника, имевшего судимость за антисоветскую деятельность.
Так уж и не знали, и не ведали?
Представьте, никогда не мог подозревать, что я - «перевер¬тень», т.е. «оборотень». И только потому, что ходил в школу, которая учила не только родному украинскому язику, но и тому, на котором пишется зта статья. Слава богу, что у нас плохо преподавали язьік иностранньїй. Иначе, владей им, как русским, в глазах Сокульского я вьіглядел бьі «дваждьі перевертнем».
Что за чушь скажете вьі? Верно чушь. Но не безобидная!..
«Оборотень», «космополит на ходулях», «пигмеи вонючие», «рьіцарь перевертенской поззии» - так именует Сокульский в своих записях каждого, кто помимо украинского, знает язьік на¬ших русских братьев, говорит на нем и пишет. Зто озлобление хулиганствующего националиста он, будучи студентом университета, изливает не только на бумаге. Великое наше завоевание дружбу и братство советских народов - пьітается охаять и устно. И получает, разумеется, достойньїй отпор. Студентьі, комсомольская организация днепропетровского университета разоблачают враждебньїе вьіходки Сокульского, требуют их прекратить. С ним терпеливо беседуют в ректорате, административньїх органах. Но не таков зто человек, чтобьі искренне и до конца осознать пагубность своего поведения, прислушаться к добрьім советам. Проходит время и Сокульский распоясьівается еще больше. Его официально предупреждают вторично. Обратите внимание: сколько возились! Но - увьі! Тогда-то возмущенньїе комсомольцю исключают Сокульского из рядов ВЛКСМ и требуют от ректората отчислить его из университета.
Для человека, как говорит теперь о себе Сокульский, лишь «заблуждался» казалось бьі, достаточно таких уроков, чтобьі в конце концов взяться за ум. Тем более, что ему оставляли возможность вернуться к прерванной учебе. Но время показало, что не ошибки и заблуждения руководили Сокульским.
После исключения из университета он еще знергичнее берется за грязную работу. Приобретает пишущие машинки, организу-ет у себя на дому так назьіваемьій «самиздат». Дни и ночи стучит по клавишам, размножая полученньїе от других лиц или состря-панньїе им же материальї, в которьіх возводится злостньїй по¬клеп на советскую зкономику, культуру, социалистическую демок-ратию и законносте А заодно фопает националистические вирши.
- Да, я печатал... Да, зто сделано на моей машинке... Да, я своей рукой...
Так говорит Сокульский, когда ему в качестве вещественнмх доказательств предьявляются творення его нечистьіх рук. С трусливой готовностью опознает он множество приобщенньїх к делу зкземпляров «письма творческой молодежи», другой свой пасквиль, написанньїй вместе с А.Кузьменко. Тут, в частности, гово-рится, что в Днепропетровске запрещено чествование Т.Г. Шев¬ченко, нельзя даже подойти к его памятнику на Комсомольском острове, так как он окружен «нагльїми, как янки в джунглях Вьетнама, дружинниками». А уж милиции - не счесть. Не подпускают и все тут...
«Запрет» на Шевченко! А я то, грешньїм делом предполагал, что вранью может бьіть предел... Где же зти люди бьівали, когда мьі ежегодно отмечали и отмечаем памятньїе датьі из жизни и творчества Тараса Григорьевича, когда не только Украйна, но и вся советская страна, все ее разноязьиньїе народьі славили Ве¬ликого Кобзаря в день 150-летия со дня его рождения?
Опознает Сокульский еще одну бумагу. Печатал, давал читать другим. Зто запись речи прожженного авантюриста-антисоветчика. Обращаясь к людишкам типа Сокульского он дает «уста¬новки»: устраивать антисоветские демонстрации, создавать в нашей стране «оппозицию», подпольную печать, искать контак¬ти с враждебньїми организациями за границей... Программа!?
Кто в компании Сокульского? Это Николай Кульчинский, который дважды провалился на зкзаменах в вуз, получив низкую оценку по... украинскому язьїку). Зто и Виктор Савченко, ассистент металлургического института, занимавшийся не только сбором фактов для своей научной диссертации (в срок он ее так и не представил), сколько поисками и распространением антисоветских писаний. Зто, к сожалению, и другие неразборчивьіе лица, предпочитающие правдивим сообщениям советской печати всякого рода выдум¬ки и инсинуации.
Каждьій, кто присутствовал на процессе, еще раз убедился, что «идеологическая война» - не абстрактное понятие. Понимая, что мощь Советского Союза в открьітом бою не сокрушить, империалистьі подступают с другого конца. Их цель - разоружить нас идейно, поколебать коммунистическую убежденность советских людей. В своих попьітках подорвать наше общество изнутри они хватаются за реакционньїй национализм, стремясь с его помощью разобщить, поссорить между собой народьі нашей страньі. Не вьійдет! Советский народ воспитан на ленинских идеях интернационализма и будет верен им всегда. Аесли и находятся среди нас отдельньїе нестойкие люди, которьіе попадаются на удочку буржуазний пропагандьі и становятся ее подголосками, то тем хуже для них
Больше недели заседал областной суд. Неторопливо и скрупулезно соблюдая процессуальньїе нормьі, вьіяснял он обстоятельства, при которьіх происхсдило морально-политическое падение людей, ставших уголовньїми преступниками. Судебная коллегия признала Сокульского Ивана Григорьевича виновньїм по статье 62, часть 1 Уголовного Кодекса УССР и подвергла его лишению свободьі в исправительно-трудовой колонии строгого ре¬жима сроком на 4,5 года. По статье 187 УК УССР осужден Куль-чинский Николай Григорьевич - 2,5 года лишения свободьі в ис¬правительно-трудовой колонии общего режима, Савченко Виктор Васильевич - 2 года лишения свободьі условно с испьітательньім сроком 3 гдоа.
В решении суда определена справедливая мера наказания за совершенньїе преступления. Вместе с зтим приговор служит не-двусмьісленньїм предупреждением тем, кто в любой форме ПЫтается посягнуть, занести свою грязную руку на святая святьіх - нашу великую Родину, выкованное ленинской партией нерушимое братство советских народов. Пособникам «оруженосцев» идеологической войньї, которую в широких масштабах развер-нул против нас мир капитала, не бьіло и не будет места на нашей советской земле. 
 
)